«Городской охотник» — так пренебрежительно называют
настоящие охотники жителей больших городов, имеющих возможность лишь
по выходным дням выезжать за город на скромные, а часто и «пустые»
охоты...
Когда живешь в деревне или маленьком городке и
любишь охоту, сделаться охотником куда проще, — все выходит как-то
само собой. Знаешь каждый кустик, знаешь, когда, где и какая дичь
есть, взял ружьишко и пошел... А вот сделаться настоящим охотником,
чувствовать себя в природе «с открытыми глазами», как говорит
Аксаков, воспитать собаку, живя в коммунальной квартире
шестиэтажного дома, — это уже много труднее.
Для того, чтобы только выбраться за черту большого
города, нужно иногда час-другой проехать в переполненном трамвае или
автобусе, да еще два-три — в пригородном поезде до нужной станции, а
от нее пройти еще не один километр до базы, а от базы еще сколько-то
до самого места охоты... Здесь нужны настоящая охотничья страсть,
подлинный спортивный азарт! А время у рабочего и служащего
ограничено выходным днем, так что нужно знать и уметь рассчитывать
каждую мелочь.
У нас есть много хороших руководств для начинающих
охотников, но нет ни одного, где бы серьезно учитывались эти
специфические городские условия. А молодых охотников в больших
городах — тысячи. Вот для таких-то начинающих охотников,
поставленных в трудные условия жизни большого города, но страстно
желающих культурно приобщиться к этому прекрасному спорту, и
предназначена в основном моя книга. В ней я стараюсь как можно
меньше говорить о том, о чем уже писалось много и хорошо, и
останавливаюсь подробно на том, о чем, с моей точки зрения, писали
неверно либо вовсе не писали.
Особенно упорно и настойчиво мне хочется указать на
вред предрассудков, советов «старых» охотников, всего того
знахарства, которое и теперь еще порой засоряет взгляды и практику
охотничьей среды. Наоборот, — здоровые народные охотничьи
наблюдения, имеющие под собой реальную почву и оправданные
практикой, а подчас и научной проверкой, я считаю правильным
приводить где нужно.
О значении охоты как лучшей комплексной
физкультурной подготовки говорилось в печати достаточно убедительно.
Факты последнего времени еще ярче подтвердили это. За время Великой
Отечественной войны охотники показали, что лучшие разведчики,
снайперы, наиболее инициативные бойцы выходили именно из их среды.
На нашей советской земле, освобожденной от
частновладельческих перегородок, возможностей для охоты еще
непочатый край, но все это — «там, во глубине России...», вокруг же
больших городов охота имеет некоторые особенности, о которых я и
хочу на основе моего опыта и наблюдений рассказать в этой небольшой
книжке.
Ружейной охотой называется добывание диких зверей и
птиц посредством стрельбы из охотничьего ружья, при помощи собаки
или без нее. Охота без ружья только с помощью собак, которые
заганивают или затравливают зверя, называется «псовой». Ружейная
охота бывает промысловая и спортивная, — мы будем говорить о
последней.
Всякая охота — дело довольно сложное, требующее
известных знаний, практики, выносливости и, главное, — любви к
природе и спорту. Желательно, чтобы охотник обладал хорошим
здоровьем, слухом, зрением. Человеку слабому трудно переносить
бессонные ночи, переходы и пр. Близорукому — трудно стрелять,
глуховатому — различать колена песни глухаря или «хорканье» от
«цыканья» и т. п. Но, несмотря на это, мы знаем инвалидов и глубоких
стариков с трясущимися руками — выдающихся охотников. В 1944 году я
встретил в Сибири инвалида Отечественной войны без правой ноги и
левого глаза; он очень ловко приспособил специальный костыль и
охотился, как здоровый. Повидимому, главное — в настоящей любви к
охоте. Человек, любящий природу и охоту, всегда преодолеет все
трудности.
Для успешности охоты и правильного проведения ее
охотник должен:
1. Знать сезоны охоты, время суток, места, условия
жизни дичи, способы ее разыскивания по следам, знакам, приметам и
пр.
2. Ориентироваться днем и ночью в лесу, поле,
болоте, камышах (по компасу, разным ориентирам и приметам).
3. Уметь ходить на лыжах, грести и управлять лодкой,
плавать, рыбачить, разбираться в характере леса и растительности,
знать грибы, ягоды.
4. Организовывать бивуачную жизнь, приспосабливаться
к погоде, маскироваться соответственно сезону, обстановке и роду
охоты.
5. Знать породы собак, уметь ставить собаку и
управлять ею (вообще и в условиях данной охоты).
6. Разбираться в системах ружей, в совершенстве
знать свое ружье и уметь правильно снаряжать его.
7. Уметь во-время увидеть дичь, определить
расстояние, направление и скорость ее. Учесть ветер, взять при
стрельбе в лёт нужное упреждение и успеть прицелиться любым способом
— вскидкой, с поводком, досылом.
8. Решиться нажать спуск и... попасть.
9. Запомнить место падения дичи, найти ее, а часто и
достать.
10. Уметь предохранять дичь от порчи, потрошить ее,
снимать шкуру, и многое еще, что должен знать настоящий охотник...
Попробуем разобраться в этом. Пункты 5, 6, 7 и 8 -
самые короткие, но мы будем говорить именно о них, так как остальные
включают комплекс знаний, необходимых всякому человеку, общающемуся
с природой, и не являются непосредственно темой этой книжки.
Но прежде чем перейти к подробному рассмотрению этих
необходимых охотнику сведений, полезно сказать несколько слов и о
самом охотнике.
Охотник должен быть честным: не калечить дичь, т. е.
стрелять «в меру», на обычные охотничьи дистанции, не дальше 50—60
шагов. При стрельбе на более далекие расстояния больше шансов
наделать подранков, так как «при дробовой стрельбе искусство стрелка
играет роль только до 30 метров, далее оно оказывает мало влияния и
уже зависит более от случая; от 60 до 90 метров вероятность
попадания, даже при самом лучшем прицеливании, ничтожна и, наконец,
за 90 метров она превращается в нуль»[М. Журне. Мемуар о
стрельбе из охотничьих ружей. СПб., 1895.].
Не быть жадным, любить весь процесс охоты, связанный
с пребыванием в природе, а не только добычу. Больше чем где-либо, на
охоте надо быть хорошим товарищем. Быть скромным и, главное, — не
хвастать и не лгать. Плохая репутация охотников в этом отношении
создалась, так сказать, «с двух направлений». С одной стороны,
верно, что охотники, иногда увлекаясь, иногда стесняясь своих
неудач, просто сочиняют. С другой же стороны, еще Шекспир сказал:
«Успех сказанного зависит не только от языка говорящего, ко и от уха
слушающего». И вот это-то «ухо слушающего», какого-нибудь городского
обывателя, не понимающего природы, — леса, болота и их «тайн», —
принимает за фантазию то, что действительно было и что охотнику
кажется вполне естественным, а отсюда — разговоры о вранье...
Поэтому совет: глухому не говори о музыке, слепому — о цветах, а не
охотнику — об охоте. Но главное, конечно, — не прикрашивать, а
говорить правду. Умеючи рассказывая об охоте правду, можно увлечь и
привлечь молодежь в этот замечательный спорт и без фантазирования.
Разве Тургенев в своем знаменитом описании тяги вальдшнепа
что-нибудь прикрашивал? Разве каждый из нас, в той или иной степени,
не испытывал тех же ощущений? А описания Аксакова, Л. Толстого, Ч.
Дарвина, Мопасана? А Некрасов? Ведь отношение дедушки Мазая к зайцам
— это образец отношения к охоте для любого культурного охотника.
И среди великих политических деятелей мы имеем
замечательных охотников.
Известно, как любили охоту В. И. Ленин и С. М.
Киров. Все воспоминания о Ленине-охотнике (Бонч-Бруевича и др.)
говорят о необычайной его любви к природе, громадном интересе,
который проявлял он к каждой, казалось бы незначительной, мелочи.
Охотничья витрина С. М. Кирова в Музее его имени в
Ленинграде ясно показывает, с какой серьезностью относился он к
вопросам охотничьей техники и вообще ко всему, что связано с охотой.
Сохранились его интересные записки по этим вопросам.
Вообще, охота за много лет собрала вокруг себя
неплохую компанию во всем мире. Не стыдно быть охотником! Надо
только стараться быть достойным этой компании.